Какой он — «православный предприниматель»?

  • 21.11.2011
  • Автор: Дмитрий Тациенко

Сейчас продолжает существовать идея, что православное предпринимательство есть некая особая форма хозяйствования, которая должна присутствовать в России, в нашей культуре, традиционно, и к которой, стало быть, надо вернуться, если мы хотим в итоге построить сильную национальную промышленность. При этом по-прежнему, пытаясь определить признаки именно «православного» предпринимательства многие перечисляют такие поступки деловых людей, как благотворительность, поддержка неимущих, активное участие в социальных программах, а также соблюдение и активное участие в церковных традициях и празднествах, общий трезвый образ жизни и др. Кроме перечисленного здесь также приветствуется приверженность семейным ценностям и, как следствие, такая же трезвость в сексуальных отношениях и т.д. Все это рисует портрет человека, во-первых, сознательного, а во-вторых, глубоко религиозного. Однако, хотя все эти характеристики могут быть вполне присущи некоторым людям, но все же, во-первых, мало кто из живых смертных им вполне соответствует, но главное, что не они есть главные признаки «православного» предпринимателя.. Точнее это не признаки предпринимательства вообще. И вот на этом моменте я бы и заострил внимание…

Давайте вместе подумаем над тем сперва, что мы подразумеваем под понятием «предприниматель»?

Прежде всего, предприниматель, это человек активно и профессионально занятый добровольным трудом, нацеленным на извлечение денежной выгоды. При этом человек этот должен в идеале приносить некую пользу обществу, о чем я бы поподробнее сказал чуть ниже. Но задача любого предпринимателя, прежде всего, извлекать прибыль. Предприниматель только тогда успешен, когда зарабатывает, следовательно, имеет практический ум и поменьше надеется на чудо в своем сотрудничестве с партнерами и покупателями. Чем адекватнее его оценка происходящего, тем больше у него шансов на успех. Чем лучше он видит возможность заработать, тем более в нем выражена «предпринимательская жилка». Если задуматься над этим, то не трудно заметить, что все перечисленные выше признаки «православного» предпринимателя конкретно к предпринимательству отношения не имеют никакого. Любой человек, даже водитель и инженер, может (и должен) быть активным гражданином, должен уметь чем-то жертвовать ради ближнего, если это действительно требуется, может при этом быть религиозным в той или иной степени (т.е. относить себя к активной части верующих людей), может вести нормальный и трезвый образ жизни, не блудить и т.д. Однако, все это суть характеристики более или менее идеального человека, к образу которого должен стремиться практически каждый и необязательно именно православный предприниматель, и вообще не обязательно предприниматель должен к этому стремиться.

Если же мы хотим сформулировать признаки именно «православного» предпринимателя и держаться за них, как за некий кодекс поведения, на который можно опереться в повседневной деловой практике, (как на гражданский кодекс), и на его основе сформировать традиции, то мы должны заострить свое внимание, прежде всего, на сути любой предпринимательской активности, т.е. на том, что происходит между продавцом и покупателем в процессе их работы друг с другом. Именно там следует пытаться искать дух «православия» для нарождения новых созидательных традиций, ибо в прошлом России в ее предпринимательской среде никаких таких особых и характерных традиций выработано не было.. Именно в этой области нам нужно находить и укреплять нашу «православность» постоянной практикой. Дело в том, что, как уже говорилось, предпринимательская активность состоит из продаж. Процесс продажи сопряжен с деньгами, но не нужно этого бояться, как яда. Чтобы не быть вредоносным, процесс продажи должен основываться на здраво понятой для сторон пользе, а не на попытке ободрать друг друга, как это происходит в России повсюду и испокон веков. У деловых отношений должна быть здравая суть, которая будет удерживать их в конструктивном русле. Нельзя, например, предлагать к продаже то, в чем ты не уверен, что оно нужно покупателю. Это попытка обмана, которую нельзя потом понять и оправдать. Нельзя пользуясь своим положением заставлять продавца отдавать почти задаром то, что тебе нужно, и что ты знаешь, он уже предлагает тебе за вполне приемлемую цену. В нашем бизнесе в нашей культуре не должно быть насилия и манипуляций: мы слишком тонко чувствуем и слишком открыты друг к другу и потому острее реагируем на подобные попытки. Если чувствуешь, что есть возможность обмануть партнера, и он не заметит, а если заметит, то уже после того, как будет поздно что-то изменить, то лучше сказать ему об этом, избежать обмана и совместно с ним найти способ совместно заработать. Для заработка всегда нужно использовать связи ресурсы и знания вместо незнаний, доверчивости и даже глупости друг друга. Если партнер чего-то не знает и может совершить ошибку, так скажи ему об этом и пусть знает. Зачем тебе заработок на его ошибке, ибо нет «ничего тайного, что не станет явным» и однажды он увидит, где ошибся, и, помня, что ты не предостерег его, будет остерегаться работать с тобой. Если тебя пытаются обмануть, так не надо действовать по принципу «око за око». У нас другая нравственность. Надо просто сказать деловому партнеру, что ты видишь попытку обмана и, что обманув и даже попытавшись это сделать, он вредит в первую очередь себе, так как в следующий раз тебе будет некомфортно вступать с ним в какие-либо отношения. Обворовав тебя, он сократит для себя возможности дальнейшего развития, заимев на одного врага больше. Бог дал тебе разум, так используй его на усилия в работе. Вступая в деловые отношения старайся принести покупателю благо, а не разрушение, жертвуй своим временем вникая в его потребности, не оставляй его одного, если он сам тебя не попросит об этом. Слушай сам себя и доверяй своей интуиции, будь естественным. Делай благо вместо зла.

Плоскость любых деловых отношений состоит из поиска взаимной выгоды и разница в культурах и воспитании тут проявляется лишь в том, насколько глубоко каждый человек способен отдаться своей профессии. Насколько он приучен к этому традициями своего общества. Суть профессии предпринимателя, нацеленного, как мы говорили, на прибыль, состоит в поиске правильных подходящих товаров к продаже, в умении найти их вовремя, в способности использовать их, как средство передачи важной информации. Мы не просто продаем товар сейчас, мы продаем ощущения, знания, мы сопровождаем то, что продаем, мы более интегрированы в эти процессы. Этой идеи необходимо придерживаться в процессе продаж, так как прав был тот, кто сказал, что «торговля – двигатель прогресса». Я, предлагая своему клиенту товар, продаю ему готовность всегда помочь, проконсультировать, вникнуть в его проблемы и использовать свои навыки и знания для решения его задач, так как от его успеха зависит мой хлеб. Я даже пытаюсь толкать его – покупателя – к изучению его профессиональных возможностей, предлагая ему идеи. Я ищу сотрудничества, а не соперничества с ним.

Так это должно быть у нас в идеале, ибо в нашей культуре мы высоко ценим такое отношение, оно созвучно нам, так как произрастает из нашего характера, из наших душевных потребностей и не вступает в конфликт с традиционными нравственными ценностями. Мы ценим его в сфере предпринимательской активности гораздо выше, чем даже практичные англичане, например, потому что личностная обособленность там свойственна людям, и они уважают и подкрепляют ее друг в друге. Поэтому материальная выгода стала на протяжении веков средством их взаимодействия в обществе и с окружающим миром. Англичане очень рациональны в профессиональных отношениях, дистанцируются и никогда «не лезут в душу друг к другу». Поэтому, кстати, там органически существует их типичная и внешне привлекательная для всех западная модель демократии… Эта демократия являет собой как бы венец их психического устройства, прошедшего эволюцию во времени. Западное общество и не может быть другим и не может жить вне этой демократии..

Однако, люди не слишком трезво мыслят и живым свойственно ошибаться, поэтому любая практичность, как самоцель, ведет постепенно к поиску простых решений и легких денег и начинается духовная, а за ней и материальная деградация. Манипуляции в бизнесе понятны американцу и англичанину и он не ждет ничего другого, он и сам такой, пребывая в религии денег. Но в России, например, подобные подходы могут породить между людьми лютую ненависть, которая разрушит все… у нас это самый яркий пример подлости, вызывающий резкую ответную реакцию.

В разных культурах, но у любого народа, всегда есть то, что называется нравственностью. Она, как правило, выражается религиозной этикой этого народа. Нравственные постулаты людей, составляющих народ, содержатся чаще всего в их религии. Люди душевным чутьем осознают и принимают между собой то, что для себя считают высоконравственным и, как правило, наделяют этими качествами своих богов. В богах они стараются видеть лучшее, к чему стремятся сами. В религиозном учении, как правило, содержатся самые сокровенные душевные чаяния людей, весь их тонкий мир. Об этом еще Иван Ильин писал в книге «Основы христианской культуры». Я уверен, что некоторые положительные качества нашего национального характера закладывались еще до крещения Руси, но с приходом Христианства они получили достойную огранку и, усилившись благодаря этому, утвердились окончательно. Христианство больше не секта, но история глубочайшей человеческой нравственности, история совести, силы, искренности и долга, созвучная нашему характеру. Теперь наш капитализм должен расти самостоятельно из этого корня.

Кто-то рационален и считает нравственным принцип «зуб за зуб». Что же, пусть будет так, и такие люди более склонны к рациональным деловым отношениям, не ожидая друг от друга ненужных жертв или еще чего-то в этом духе. Кто-то чтит служение государству или большой общей идее и нравственным считает жертву этой идее. У таких людей всегда сильный корпоративный дух и они сильны своими корпорациями. Кто-то ищет душевный контакт с ближним, склонен сопереживать ему и даже жертвовать собою и христианская любовь ему понятней, чем другим, хотя он может также сильно и ненавидеть, как любить. Таким людям деловые отношения нужно строить по принципу поддержки друг друга, а значит делать эти отношения максимально прозрачными и понятными, чтобы ни в коем разе не нарушать возникшего вдруг доверия.

Поэтому у одних народов (в том числе христианских) деловые отношения могут быть конструктивными, т.е. в духе своего психологического уклада и своих родных понятий о нравственности, а у других народов (тоже христианских) – преимущественно варварскими и отсталыми, потому как протекающими в разрез со своими нравственными ценностями и поэтому неразвивающимися, но постепенно губящими их участников.

Петр Базунов, «Опора-Созидание».

Комментарии

comments powered by HyperComments