Валентин Юрьевич Катасонов об этике предпринимательства и социальной ответственности бизнеса

  • 14.08.2013
  • Автор: Дмитрий Тациенко

В чем Генри Форд видел свою социальную ответственность и почему он возвращал деньги своим покупателям? Как современный предприниматель может совместить чистую прибыль с чистой совестью? На фундаменте каких ценностей это можно сделать? В чем заключается проблема современной банковской системы и возможно ли построение банковской системы на христианских принципах? Об этих и других вопросах мы пообщались с Валентином Юрьевичем Катасоновым, доктором экономических наук, профессором Кафедры Международных Финансов МГИМО, председателем Русского Экономического Общества им. С.Ф. Шарапова.

Валентин Юрьевич, предлагаю начать наш разговор с темы бизнеса и благотворительности.

Я вообще неоднозначно и даже скептически отношусь к так называемой благотворительной деятельности бизнеса. Предприниматель зачастую не очень хорошо понимает, на что он дает деньги и не может быть уверенным в том, что деньги будут использованы так, как он хотел бы. На Западе сегодня существует большое количество так называемых филантропических фондов. Выяснилось, что благотворительные фонды занимаются благотворительностью прежде всего для миллиардеров, а не для тех, про кого они пишут в своих красивых глянцевых буклетах. Это что-то типа endowment funds. На самом деле они занимаются обычной инвестиционной деятельностью, только эта инвестиционная деятельность имеет некий иммунитет, чтобы их не трогали, они имеют особый налоговый статус. Я очень скептически отношусь к призывам, чтобы нам копировать американский опыт на российской почве. В 9 из 10 случаев это такая пиар акция бизнеса.

Я вспоминаю Форда, который говорил, что каждый должен заниматься своим делом. Если он будет честно и добросовестно относиться к своему делу, тем самым он будет работать на ближнего и для общества. Форд производил автомобили и говорил, что вся его благотворительная деятельность заключается в том, чтобы производить качественные автомобили и снижать цены на них. Расскажу об одном интересном случае с Генри Фордом. Были годы, когда компания получила финансовый результат выше запланированного. Тогда понимали, что эти деньги должны быть распределены, не забывая о покупателе. Так вот покупатели через некоторое время по почте получили возврат денег, исходя из того, что изначальная цена была завышена (цены на сырье, материалы были неверно посчитаны и т.д.) Я считаю такой подход правильным.

Вы считаете, что бизнес совсем не должен заниматься благотворительностью?

Нет, бизнес должен заниматься благотворительностью, но я ее понимаю как служение обществу. Сегодня служение вообще исчезло.

Как Вам кажется, какой была дореволюционная этика предпринимательства и можем ли мы что-то полезное и ценное извлечь из этого опыта?

Я не большой знаток истории предпринимательства, но для меня наиболее интересные источники информации о том, что из себя представляло русское предпринимательство до Революции, это пьесы Островского, произведения Толстого и вообще литература того времени. Русский человек, став предпринимателем, не чувствовал себя счастливым. Поразмыслив, я пришел к выводу, что бизнес и служение обществу – это вещи несовместимые, хотя попытки все равно нужны и оправданы. Какую-то часть жизни человек верующий посвящает Богу, ходит в храм, читает молитвы, посещяет заключенных в темницах, кормит голодных и т.д. Но все же две трети суток человек занят другими делами. В этой жизни мы ищем какой-то гармонии, но мы вряд ли дождемся этой гармонии в этой жизни. Как говорили старцы, нам остается только покаяние и плач о наших грехах. Например, я 10 лет проработал в Центральном Банке и порой сложно было понять, где я правильно поступаю, а где нет, находился в «зоне жесткой радиации». Мой духовник, когда я ему объяснял, советовал причащаться не реже, чем раз в 2 недели. Кажется, есть простой совет – соблюдай 10 заповедей. Но разве может даже самый совершенный человек соблюсти 10 заповедей? Конечно, нет. Тогда остается покаяние. Некоторые предприниматели думают, что они преобразуют весь мир, построят земной рай. Но максимум, что человек может сделать, это спасти собственную душу. А нас обучают, что мы должны достигать какие-то внешние цели. В советское время создавалась видимость, что человек – царь природы, центр вселенной, Бог ему не нужен вообще.

А сегодня что происходит?

Сегодня происходит погоня за деньгами. А в Евангелии сказано – не можете служить Богу и маммоне. Мне кажется, что эти слова были сказаны не тем, кто Христа окружали 2 тысячи лет назад, а нам. Там еще сказано, что нужно искать Царствия Божия, остальное все приложится. Я такой же грешный, как все, окончил МГИМО, был заточен на карьеру. У меня пошли неудачи, мои приоритеты были таким образом построены, что мне нужен был карьерный рост. Каждая неудача воспринималась все более болезненно и тяжело. Я потерял внутреннюю гармонию и покой. Сейчас я понимаю самые простые законы жизни, а тогда не понимал. Господь помог, произошло прозрение.

Как Вам кажется, как сегодняшние предприниматели могут совместить чистую прибыль с чистой совестью?

Сложный вопрос, т.к. я сам не был предпринимателем, я наверное понимал, что я этого противоречия не выдержу. В России есть такая поговорка «От сумы и от тюрьмы не зарекайся», вчера ты жил на Рублевке, а сегодня ты можешь быть на Лубянке или просто даже стать бомжом. Это очень тяжелый мучительный процесс. Господь человека лечит и восстанавливает его систему ценностей. Пока она не восстановлена, надеяться не на что. Как это будет происходить, не знаю, но долго мы находиться в таком состоянии не можем. Нельзя строить дом на песке. Вспомним евангельскую притчу о домостроителе. Это и есть подсказка человеку, какие есть модели экономики (ведь с греческого «экономика» означает домостроительство). Нужно начинать с духовного фундамента.

Какой фундамент Вы предлагаете?

Христианство, православие, жизнь по заповедям.

Реально это построить в нашем обществе?

Я не прозорливец, я грешный человек, мне сложно судить. Как должна система приоритетов выстраиваться? На первом месте – личное спасение. Давайте вспомним, что сказал Серафим Саровский: «Стяжи дух святой и вокруг тебя спасутся тысячи». Ты сам немощен, а пытаешься спасти других? Мне иногда задают вопрос, как в нышнешних условиях поправить нашу экономику. Я считаю, что мы можем защищаться от противника: введением валютных ограничений и запретов. У нас же свободно и безгранично движение капитала! Там где-то чихнули, а у нас уже грипп. Необходимо создать нормальную кредитно-денежную систему. Центральный Банк у нас уже не центральный банк, а валютообменник, currency board. Нам необходим центральный банк, который занимается рефинансированием экономики.

На ваш взгляд, какой должна быть банковская система, чтобы отвечать христианским принципам?

Я изучал многие банковские системы и думаю, что советская система была самой идеальной. Она включала в себя очень немного институтов: Государственный банк, Промстройбанк, Внешторгбанк, потом появился Жилсоцбанк и была сеть Сберегательных касс. Ссудный процент – это не только нарушение заповедей, но он еще и является вирусом для экономики, т.к. разрушает равновесие в экономике. Кризис возникает из-за недостатка денег. Все деньги, которые есть в современной экономике, – это кредитные деньги. В результате выдачи кредитов создаваемая денежная масса равна 1000 единиц, а обязательства, при этом возникающие, равны 1500 единиц. Где взять эти 500 недостающих единиц? Либо выстраивать долговую пирамиду, рефинансировать долги. Другой выход из ситуации – добывать недостающие деньги за пределами своей экономики, но это уже прямой путь к войне. С какой точки зрения ни посмотри, ростовщичество не приемлемо для человечества – ни с религиозной, ни с этической, ни с экономической точки зрения. В советской экономике был небольшой процент, и иногда возникал дисбаланс, но небольшой (около 2%). Такие долги списывались. Еще в Ветхом Завете написано про так называемые юбилейные года, когда долги списывались. Там был цикл 7 и 50 лет.

Вы считаете, что построить банковскую систему на христианских принципах невозможно?

Нет, наоборот, возможно, но она должна быть построена на беспроцентной основе. Например, великий русский экономист С.Ф. Шарапов в свое время разработал очень хорошую денежно-кредитную систему. Он говорил, что традиционная западная банковская система выпускает деньги под уже созданные продукты, и вместо этого предлагал выпускать деньги под будущий продукт. Эта система стимулирует развитие производство, а та модель тормозит развитие производства. Рано или поздно долговая пирамида должна упасть. Кредиты перестают выдаваться тогда, когда исчерпан лимит обеспечения.

Вы упомянули этические принципы. На Ваш взгляд, каков уровень этики в современном бизнесе в России?

Мне трудно говорить об уровне этики, т.к. я соприкасаюсь с небольшим количеством предпринимателей. В целом мне немного режет ухо словосочетание «этика в бизнесе», т.к. бизнес ставит своей целью достижение денежного результата, а не служение народу, не удовлетворение каких-то духовых потребностей. Поэтому я считаю, что этика и бизнес несовместимы.

А этика и предпринимательство?

Это более тонкий вопрос. Даже слово «предпринимательство» имело раньше негативный оттенок. Мы в свое время думали о тех словах, которые бы отражали наше понимание. Например, домостроитель.

Каково Ваше отношение к корпоративной социальной ответственности?

В 50-70е годы нам приводили в пример японские корпорации, в которых поддерживался дух семьи. Но эта модель оказалась неустойчивой, сегодня в японских корпорациях этого духа давно нет. Эта корпоративная солидарность, дух большой семьи ушли. Что касается внешней ответственности, то это немного напоминает пиар. На мой взгляд, все эти кодексы и меморандумы не работают, потому что не могут быть совместимы с духом наживы. Крайне важно понимать мотивацию человека, и она не должна сводиться только к материальным вещам.

Материал подготовила Иванова Дина Анатольевна

Комментарии

comments powered by HyperComments