Отец Валентин (Гуревич): «Главное – это человек, а не рентабельность»

  • 26.07.2016

Как сохранить душу предпринимателю в нашей стране? Почему нам так важно быть ближе к природе и земле? О ценностях, пути спасения,верблюжьем ушке и многом другом мы побеседовали с иеросхимонахом отцом Валентином (Гуревичем), духовником Донского ставропигиального мужского монастыря.

– Говоря о предпринимательстве в современной России, как бы вы могли прокомментировать известную фразу о том, что проще верблюду войти в угольное ушко, нежели богатому спастись?

– Когда человек имеет удобства, обеспечен и пользуется всеми благами, то, по своей натуре  склонный ко греху, он в таких случаях расслабляется. Поэтому Господь иногда тормошит человека, будит его, для того чтобы он не забывал, что он смертен, что он должен заботиться о том, чтобы соединиться с Богом, всем сердцем и душой возлюбив Господа. Господь сказал: «Горе уповающему на богатство». Но если человек помнит о том, что смертен, что он должен все-таки свое основное внимание уделить любви к Богу, то это не страшно. Иов был богат, Авраам был богат, но для них главное – это был Господь. Они занимались щедрой благотворительностью и, в общем-то, надеялись только на Бога. А нищий по той же причине может быть далек от Царства Небесного, потому что зачастую если один имеет, то другой завидует, то есть тоже надеется, уповает, на богатство, желая его «экспроприировать».

– Какой совет вы могли бы дать предпринимателю, как ему сохранить свою нравственность и душу в современных непростых условиях?

– Конечно, это очень сложно, и для меня это тоже загадка. Он должен знать в первую очередь эту Евангельскую панацею  – «ищите прежде всего Царствия Божиего, остальное все приложится». Нужно сознавать, что мы смертны, поэтому мы должны успеть до момента перехода в вечность соединиться с Богом, для чего, по заповеди, всем сердцем, всеми силами души возлюбить Бога, участвовать в таинствах. Бог есть Любовь, и, воссоединяясь с Богом,  мы обретаем этот океан Любви в своем сердце, безбрежный и бездонный. Люди стремятся к власти, наслаждениям, наркотики, алкоголь – но все это несравнимо с присутствием Бога в сердце человека. Божественное творчество, к которому человек становится причастным, грандиознее творчества всякого земного гения. Раньше, когда люди жили наедине с природой, у них было меньше автоматизации и больше физического труда. Для России спасение, наверное, – в небольших поселениях, возможно, не так автоматизированных и механизированных, чтобы оставалось место для разностороннего человеческого труда. Основная цель экономики – это рентабельность, чтобы было больше товара и меньше затрат при этом. Но главное – это человек, а не рентабельность. Жизнеспособное и творческое потомство, которое будет результатом нормального воспитания в традиционной, многодетной семье, с лихвой все это окупит. Для того чтобы оздоровить свою жизнедеятельность, человеку, в частности, нужно быть ближе к природе, к земле.

– Возвращаясь к теме людей состоятельных, позвольте спросить, как вы относитесь к таким ситуациям, когда с одной стороны присутствует видимость православного мировоззрения, когда человек жертвует много денег на благотворительность, а с другой стороны в бизнесе ведет себя не всегда честно с партнерами или занимается не совсем легальной деятельностью?

–Предположим, бизнесмен стал преуспевать и обладать известным ресурсом. Конечно, сделавшись христианином, он будет уже стараться распорядиться этим ресурсом, в Бога богатея, а не себя утучняя. То есть могут возникать различные формы благотворительности, полезной деятельности для государства и общества. Однако, с другой стороны, он уже втянут в определенный стереотип деловой жизни, который часто соблазняет его нарушать заповеди. И он не может ослабить своих предпринимательских усилий, чтобы не быть обойденным конкурентами. Здесь очень сложно. Как только мы хотим сделать какое-то усилие, чтобы поменять образ жизни, в силу определенных законов бытия, начинаются крупные неприятности со здоровьем и с нашими близкими. И это как раз тот крест, о котором говорит Господь. Сказано, что все, благочестиво жить хотящие, гонимы будут, а обманщики, злые люди, будут преуспевать. Это закон духовный. Для спасения креста нам не миновать. И мы не смогли бы, располагая только своими силами, пойти на этот крест, если бы не было Креста Господня. Мы не в праве жестко требовать подвига от каждого человека. И Сам Господь этого не требовал, а только указывал этот спасительный путь креста, на котором человек обретает свою душу, оставляя за человеком добровольный выбор.

Это каждый человек должен решать. Если он уверовал, что есть Бог и Его неложные обетования, если он должен сделать какое-то доброе дело, и вместе с тем он завязан в этой системе, то он должен иметь личную связь с Богом, его молитва должна быть сильна. Эти обстоятельства приводят его в крайнюю, экстремальную ситуацию, и тогда молитва может оказаться настоящей. Тогда Господь укажет, как в каждом конкретном случае поступить, потому что нет рецептов на все случаи жизни.  Если мы будем с Богом, в молитве, которая может усилиться в экстремальных ситуациях, тогда Господь подскажет нам, что делать.  Главное – быть с Богом.

Иванова Дина

Комментарии

comments powered by HyperComments