Варвара Алексеевна Морозова: деловая женщина с добрым сердцем

  • 05.03.2016
  • Автор: Дмитрий Тациенко

В преддверии женского праздника, мы хотим рассказать об одной из самых известных женщин – предпринимателей своего времени – Варваре Алексеевне Морозовой (урожденной Хлудовой). Варвара Алексеевна еще с девических лет хотела заниматься деятельностью, приносящей пользу людям. В 16-летнем возрасте она писала в своем дневнике:

«….Разум мне говорит, что нужно переменить образ жизни, т.е. во-первых, не так заниматься собою, во-вторых, всю жизнь свою посвятить на добро…»

«…Новые желания, новые стремления, хочу совершенно перемениться и, разумеется, к лучшему, хочу жить порядочно, если не совсем хорошо. Вот мой задуманный план. Во-первых, по возможности помогать бедным, не транжирить по пустому деньги, а главное, к чему я очень не склонна, не осуждать никого».

В 34-летнем возрасте Варвара Морозова осталась вдовой, имея на руках троих сыновей. После смерти мужа Варвара Алексеевна наследовала текстильную фабрику, одну из самых больших в России. Умная и волевая вдова взяла «Товарищество Тверской мануфактуры» в собственные руки, и первой из владельцев предприятий Морозовых пригласила на должность директора мануфактуры не иностранца, а русского инженера-механика. В 1878 году на фабрике работали почти 6 тыс. человек, перерабатывалось 212 тыс. пудов хлопка. Морозова обладала практичностью и деловитостью, хорошо ориентировалась в коммерческих делах. В своей книге «Из прошлого» В. Немирович-Данченко писал о ней: «Красивая женщина, богатая фабрикантша, держала себя скромно, нигде не щеголяла своими деньгами».

3

Проводя жёсткую политику управления, она не забывала и об улучшении бытовых условий жизни своих рабочих, и о благотворительных делах в городе, где было расположено производство. При фабрике имелись бесплатные:

  • «школа 4-годичного курса, рассчитанная до 1500 учащихся с классом кройки и рукоделия;
  • больница на 80 кроватей, при коей состоят 2 постоянно живущих врача, 2 фельдшера и 1 фельдшерица;
  • родильный приют на 20 кроватей, при нем 1 постоянно живущая акушерка;
  • богадельня, в коей проживают 13 престарелых рабочих;
  • колыбельная на 85 детей с прислугой, няньками и смотрительницей; приют на 35 детей-сирот».

2

Рабочие размещались в особых колониях, представлявших собой «отдельные домики на 4 семьи каждый, с отведенной для каждого домика землею в 180 кв. саженей с садом и огородом», а также в каменных казармах «усовершенствованного типа с новейшею системой отопления и вентиляции». С годами производство расширялось, число рабочих увеличивалось, и вновь возникала нехватка жилых, лечебных и просветительских учреждений и строений, поэтому в 1916 году появилась самая большая казарма при фабрике, получившая название «Париж» и вызывающая зависть у тех, кому не довелось в ней проживать.

1

Средства, полученные от бизнеса, позволяли Морозовой быть щедрой благотворительницей. Например, из сохранившейся сметы 1916 года мы можем увидеть, что почти четверть доходов было истрачено на благотворительную деятельность. Её имя было одним из первых среди благотворителей, поддерживающих работу женских курсов, учебных заведений, научных лабораторий. Варвара Алексеевна построила и содержала школы в различных губерниях России, где детям бесплатно выдавали учебные пособия и кормили горячими обедами. Одним из её самых известных детищ были так называемые Пречистенские курсы для рабочих, которые со временем стали просветительским центром московских пролетариев. Лекции приходили слушать до полутора тысяч человек.

4

На пожертвования Варвары Алексеевны была построена читальня в память И.С. Тургенева. Бесплатная читальня должна была дать «возможность пользоваться книгами тем слоям городского населения, которым по состоянию их средств существующие библиотеки недоступны». Под влиянием опыта создания Тургеневской читальни, открытой по инициативе В.А. Морозовой, в Москве появились библиотеки-читальни им. А.Н. Островского, библиотека им. А.С. Пушкина и другие. Проще говоря, Варварой Алексеевной Морозовой было положено начало столичной сети публичных читален.

5

Часть своего огромного состояния Морозова передала на строительство московских больниц. В 1887 году на Девичьем поле открылась психиатрическая клиника с новейшим медицинским оборудованием, при которой были разбиты сады, огороды, выстроены парники для трудотерапии больных. Клинике было присвоено имя умершего супруга. Кроме того, здесь же был построен Раковый институт, переименованный потом в Онкологический институт имени П. А. Герцена. Когда Варваре было 6 лет, от рака умерла её мать. В память о ней, желая облегчить участь больных, страдавших тем же недугом, она и организовала постройку этой клиники, принявшей первых пациентов в 1903 году.

6

Варвара Алексеевна была членом «Общества пособия несовершеннолетним, освободившимся из мест заключения», а также помогала крестьянам, пострадавшим от наводнений, устраивала госпитали для раненных на фронтах, на ее пожертвования были построены народный университетна Миусской площади, ремесленное училище, начальная школа.

1214

Благотворительностью Варвара Алексеевна занималась увлеченно, но с умом. Она твердо придерживалась правила: жертвовать нужно исключительно для того, чтобы «учить или лечить народ». Широко образованная, деловая и практичная Морозова вела строгий счет каждому целковому и никогда не позволяла вовлечь себя в бесполезную, с её точки зрения, благотворительную акцию. В таких случаях отказывала твердо и решительно, независимо от личности и репутации просителя. По большому счёту, её невозможно назвать меценаткой или покровительницей людей искусства. Варвара Алексеевна не покупала картин, не спонсировала художественных выставок и заграничных гастролей балетных трупп, но из своего кармана платила пенсии школьным учителям и стипендии бедным студентам. Она придерживалась чёткого убеждения, что школы, больницы, просветительские журналы более необходимы народу, нежели созерцание античных скульптур или просмотр театральных постановок.

11

Умерла Варвара Алексеевна 6 сентября 1917 года и была похоронена на Ваганьковском кладбище. В своем завещании она отписала большую часть состояния — пай фабрики — своим рабочим. Рабочие, конечно, ничего не получили, так как уже через месяц всё имущество Морозовых было национализировано большевиками.

В статье использованы материалы Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей, г. Москва

Комментарии

comments powered by HyperComments