В СПП обсудили проблему алкоголизма

  • 04.07.2017
  • Автор: Дмитрий Тациенко

Исполнительный директор ЦР «Дом надежды на Горе» Светлана Мосеева представила в Союзе доклад «Зависимый человек в коллективе и обществе», а также ответила на вопросы православных предпринимателей.

— Немного о Центре реабилитации «Дом надежды на Горе». Все годы работы Центр остается бесплатным для реабилитантов, обеспечивая доступность социально-психологической помощи. За время работы Центра добровольческое трезвенническое движение Анонимных Алкоголиков выросло и распространилось по всей России — от десятка групп на всю Россию в конце 1990-х годов до 400-х в настоящее время. Значительную часть этих групп (около 50%) организовывали и поддерживают на волонтерских началах выпускники «ЦР «Дом надежды на Горе». В Санкт – Петербурге в период организации Центра (1996-1997 годы) групп само- и взаимопомощи было 3-4, в настоящее время – их около 40.

О зависимости

— Химическая зависимость человека — это зависимость от психоактивных веществ. Но алкоголь здесь стоит на первом месте. Он является легальным наркотиком, который у нас продается в магазине рядом с детским питанием, хлебом и т.п. С одной стороны по нормативным документам алкоголь считается продутом питания, с другой — ядом и наркотическим веществом.

Мы в Центре относимся к химической зависимости как к хроническому и прогрессирующему заболеванию. Как к любому другому хроническому заболеванию (диабет, гипертония и т.д.), которое однажды возникло и никогда, к сожалению, не закончится.

При возникновении хронического заболевания возможны обострения и рецидивы, а возможна и ремиссия, в том числе пожизненная. В этом случае качество жизни человека может быть достаточно высоким, но только при соблюдении определенных рекомендаций. У нас в «Доме надежды на горе» есть выпускники, у которых стаж трезвости по 17-18 лет.

Мы исходим из того, что алкоголизм — это био-психо-социодуховное заболевание, когда поражены все уровни личности человека.

Биологический аспект

— Здесь мы наблюдаем глубокие нейромедиаторные повреждения нервной системы человека, когда нарушены уровни таких важных гормонов как дофамин, серотонин, которые иначе называют еще «гормонами счастья». Это то, что не зависит напрямую от самого человека. Это может быть предрасположенность, семейная дисфункция, результат психологических травм в семье и др. Уровень этих гормонов резко снижается. Кроме того, человек может иметь низкий уровень ферментов, расщепляющих алкоголь. Некоторые люди, например, в принципе не могут потреблять большое количество алкоголя, но они об этом не знают. И такой человек, как правило, не понимает, где заканчивается бытовое употребление алкоголя и начинается уже заболевание алкоголизмом.

Если человек заболел, то на биологическом уровне он никогда не сможет пить контролируемо как все, одну или две рюмочки. У него это не получится. Организм перестроен навсегда. Он сможет оставаться трезвым лишь при одном условии: если он не будет пить первую рюмку. И это то, что зависимые люди (алкоголики) не знают, не понимают. Часто этого не знают и члены их семей (созависимые). На биологическом уровне излечение невозможно. Оно допустимо на других уровнях, и это дает надежду.

Психологический и психоэмоциональный аспект

— Алкоголь обладает удивительным свойством: он решает все вопросы сразу, одномоментно. Хочешь есть? Выпил, ты сыт. Хочешь спать? Выпил, ты будешь спать. Проблемы с общением, никак не познакомиться? Выпил, познакомился. Что-то болит? Выпил, уже и не болит ничего и многое-многое другое. Как говорят у нас в обществе, «с утра выпил — весь день свободен».

Для человека, заболевшего алкоголизмом, свойственно острое иррациональное переживание чувства вины и стыда, которые он не в состоянии переносить и которые в свою очередь участвует в формировании патологического влечения к алкоголю. Людям, не страдающим алкоголизмом, не дано понять такого мучительного состояния стыда.

Больные алкоголизмом люди замкнуты, стремятся к изоляции. К нам приходил человек, который сказал, что он уже несколько лет вообще ни с кем не разговаривает. Единственным его собеседником была бутылка. И это необязательно люди, дошедшие до уровня бомжевания. Алкоголизмом и наркоманией страдают и очень состоятельные люди.

Для алкоголиков характерна алекситимия, то есть невозможность человеком определять свои чувства и их выражать. Это заблокированные эмоции. Выздоравливающие алкоголики называют это «замороженные чувства».

Духовный аспект

— Очень часто одной из первых инстанцией, куда обращаются зависимые или их родственники наряду с наркологами, является Церковь. К сожалению, нередко, помощь ограничивается рекомендацией молиться. У кого-то это срабатывает. Я видела людей, про которых можно сказать, что они Божией милостью трезвы. Однако у человека, у которого нет духовного, религиозного опыта, это может не только не сработать, но и оттолкнуть — «никто не может помочь». И он снова попадает в круг отчаяния, безнадежности и вины, что не может помолиться и как следствие — продолжение употребления.

Наш Центр является внеконфессиональным учреждением, он принимает в свои стены людей, вне зависимости от их религиозной принадлежности, от социального статуса и материального достатка, поскольку, повторюсь, мы исходим из того, что алкоголизм — это хроническое заболевание.

Тем не менее, дальнейшее выздоровление невозможно без работы на духовном уровне у заболевшего алкоголизмом человека. Это правда! Однако нельзя работать с духовным уровнем человека, находящимся в остром состоянии. Если бы это работало, то уж точно мы бы не имели в качестве пациентов священников и монашествующих. За годы работы в нашем центре около 100-120 служителей Церкви прошли реабилитацию, многие трезвы и благополучны сегодня и служат Господу и людям.

Критерии заболевания

— Алкоголизм — это заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической (непреодолимое влечение) и физической зависимости (алкогольный абстинентный синдром).

На данной стадии заболевания у больного появляется синдром психической зависимости: постоянные мысли о спиртном, подъем настроения в предвкушении выпивки. «Тяга» к спиртным напиткам возникает в ситуациях, связанных с возможностью выпить: семейные события, профессиональные праздники.

Снижается количественный контроль у больного, утрачивается чувство меры. Вслед за начальными дозами спиртных напитков и появлением легкого опьянения возникает желание продолжить выпивку. Больной пьет до среднего или тяжелого опьянения. Физическая зависимость от алкоголя отсутствует.

На второй стадии утяжеляются все вышеописанные симптомы. Патологическое влечение к алкоголю становится более интенсивным и возникает не только в связи с «алкогольными ситуациями», но и спонтанно. Больные скорее находят сами мотивировки для алкоголизации, чем используют соответствующие ситуации. Появляется физическая зависимость от алкоголя. Резкий обрыв пьянства сопровождается абстинентным синдромом: тремором конечностей, тошнотой, рвотой, отсутствием аппетита, бессонницей, головокружением и головной болью, болями в области сердца и печени. У алкоголика появляются изменения в психической сфере. Снижается уровень личности, утрачиваются творческие возможности, ослабляется интеллект.

Все проявления второй стадии – патологическое влечение к алкоголю, утрата количественного контроля, абстинентный синдром, алкогольные амнезии (потери памяти) — претерпевают дальнейшее развитие и проявляются в виде наиболее тяжелых клинических вариантов.

Главный признак перехода алкоголизма в третью стадию — снижение толерантности к алкоголю, больной пьянеет от меньших, чем обычно доз алкоголя.

Физическая зависимость и неудержимое влечение определяют жизнь больного: отсутствие количественного контроля в сочетании с упавшей переносимостью нередко приводит к смертельным передозировкам.

На биологическом уровне основной критерий того, что у человека серьезные проблемы с алкоголем — это появление острого абстинентного синдрома (похмелья). Часто в обществе воспринимается как само собой разумеющееся — « с кем не бывает». На психологическом уровне: проблемы на работе, в семье и т. д. Человеку кажется, что это одномоментная, разовая слабость, но на самое деле — это заболевание.

Не менее важный признак — отрицание: нет проблем, есть причины — «плохой начальник, тяжелый день и прочее. Алкоголик всегда отрицает то, что было накануне. Он тягостно пытается вспомнить, как он провел предыдущий день, что сказал начальнику, своей жене, он не всегда это помнит. А серьезные провалы в памяти — это серьезная алкоголизация.

О созависимых

— Алкоголик заводит вокруг себя «карусель» из созависимых — это 10-15 человек (семья, работодатель и друзья). Его ближайшее окружение в разной степени оказывается втянутым в его сети. Соответственно, когда человек начинает выздоравливать, то качество жизни этих 10-15 человек начинает улучшаться. Через наш Центр прошло около 15 тысяч зависимых и созависимых. Мы считаем это хорошим результатом.

Алкоголик болен не больше, чем его созависимые. Он является только «носителем симптома», то есть по наличию проблемы можно определить семейное неблагополучие и помогать нужно всем. Все те симптомы, которые перечислены выше, все они присущи и созависимым, за исключением биологического аспекта.

По статистике, около 90% наших пациентов из семей зависимых людей (то есть созависимые изначально), 70% пациентов — жертвы самого разного насилия (физического, эмоционального, сексуального). Ужас ситуации заключается в том, что предметом общественного внимания являются дети из таких семей, очень часто они поступают в детские дома, приемные семьи, это так называемое социальное сиротство. Однако помогать взрослым алкоголикам – их родителям, считается неудобным, стыдным, лишним.

Сколько можно протянуть?

— Некоторые мужчины с хорошими ресурсами иногда «кувыркаются» десятилетиями и, пропив 30-35 лет, приходят на реабилитацию, если повезло, и не умер от осложнений (белая горячка, инфаркт), в пьяной драке и пр. Если повезло и алкогольная энцефалопатия к возрасту 50-55 лет все еще сохранила способность у мужчины мыслить, могут начинаться какие-то осознания, в том числе сильнейших потерь в организме (он весь битый-перебитый), семье и человек начинает что-то делать.

У женщин все то же самое, но происходит все гораздо быстрее, потому что женский организм более уязвимый. Защита у женщины намного слабее, чем у мужчины. Особенно, если она переживает какую-то стрессовую, кризисную ситуацию (уход мужа или детей из семьи, уход из жизни близких родственников и т.п.). Кроме того, женщины, страдающие алкоголизмом, весьма неохотно обращаются за помощью, потому что уровень стыда у них выше — женщина осуждает себя очень сурово и обращаться за помощью никуда не хочет. В таких ситуациях много женщин погибает…

При приеме на работу

— Внешний вид кандидата, страдающего алкоголизмом, вам может ничего не дать, он может быть безупречным — больной человек всегда пытается скрыть возможные признаки болезненного состояния.

Самые простые вещи для проверки — перегар, примитивно, но иногда заметно.

Также следует внимательно изучить трудовую книжку человека. Зависимые люди, как правило, часто меняют место работы, заметны снижение карьерного роста и большие перерывы по времени между местами работы и др.

Если вы в курсе как проявляется алкоголизм, то вы можете поговорить с человеком откровенно о том, как он относится к алкоголю. И здесь важно посмотреть на его реакцию. Находясь между запоями он может начать вас бурно уверять, что совсем не употребляет алкоголь. У выздоравливающего же алкоголика не будет такой панической реакции.

Если у вас есть подозрение, что ваш сотрудник злоупотребляет алкоголем и это сказывается на его работе, обратите внимание на его поведение в понедельник и пятницу. В понедельник возможны опоздания, человек внешне будет очень уставшим, раздражительны, а к пятнице ситуация кардинально поменяется. Если человек благополучно проработал всю неделю, то к пятнице его настроение будет все лучше и лучше, потому что он находится в предвосхищении застолья.

Очень часто беседуя с проблемным сотрудником, работодатели проявляют созависимость, например, обещая в следующий раз в связи с употреблением уволить, выгнать и пр., но снова и снова терпят это разрушительное поведение. Важно правильно ставить условия пьющим сотрудникам, если вы не хотите их терять. Важно дать человеку сделать свой выбор: или пойти лечиться или расстаться с данной работой. Как правило, они соглашаются и начинают что-то предпринимать для решения больного вопроса. Но вы должны выполнить все, что обещали. Если вы обещали, например, уволить пьющего работника, но не делаете этого по какой-то причине, алкоголик это тонко чувствует и будет этим пользоваться в будущем.

Есть ли панацея от алкоголизма?

— Людей, застрахованных от алкоголизма, нет в принципе. Уровень стрессов сегодня огромный. Мы не знаем своих предрасположенностей. Очень много факторов, которые мы не в состоянии оценить.

Мы все пребываем в иллюзиях. Риск заболеть алкоголизмом есть всегда. А уж рисковать или нет — каждый решает сам.

Я не сторонник пропаганды трезвости. У каждого человека есть сознание, свобода, отношения с Богом. Однако важно знать и понимать, что происходит и каковы последствия.

Комментарии

comments powered by HyperComments